Когда Рафаэлю Пиркеру для коммерческого видео понадобились кадры университета Вирджинии, снятые с воздуха, вместо того чтобы тратить тысячи долларов на аренду вертолета с пилотом, он прикрепил камеру к пятифунтовой (2,3 кг) модели беспилотного летательного аппарата. Модернизированный дрон помог получить захватывающие снимки университетского городка с высоты. Годом ранее, двадцатидевятилетний фотограф, используя похожего дрона, заснял Статую Свободы в Нью-Йорке. Жужжа над известным памятником, дрон снимал потрясающие виды и крупные планы острова Свободы и центра Манхеттена.
Десятилетиями военные использовали дроны в своих целях, но видео Пиркера продемонстрировало еще один из способов возможного использования этих роботизированных летательных аппаратов в будущем. Так как достижения технологии сделали дронов мобильнее и доступнее, их потенциальное практическое применение простирается далеко за пределы их использования в качестве военных машин или игрушек для любителей.
И люди взяли эту практику на вооружение. В декабре 2013 года, основатель Amazon Джефф Безос создал ажиотаж в мире технологий, когда представил идею использования дронов для доставки товаров, приобретенных онлайн. Предложение об использовании беспилотных летательных аппаратов в коммерческих целях дает волю воображению — можно представить в небе над городами рой небольших дронов, доставляющих посылки к порогам покупателей.
Технология доставки товара за день, именуемая Prime Air, по утверждению Amazon, уже проходит испытания, но это футуристическое амбициозное начинание всецело зависит от основных нормативно-правовых положений Федерального авиационного управления (ФАУ) — регулирующего органа, ответственного за надзор над гражданской авиацией.
Новый вид промышленности
Тем не менее, Amazon не единственная компания, которая изучает возможности применения коптеров в будущем.
В конце марта Facebook приобрел за $20 млн компанию Ascenta. Эта аэрокосмическая компания базируется в Великобритании. Она производит дроны на солнечных батареях.
Чуть ранее, Google приобрел Titan Aerospace, компанию, которая также специализирующуюся на производстве коптеров на солнечных батареях.
Предполагается, что технические гиганты намерены использовать воздушный флот дронов на солнечных батареях для расширения зон подключения к Интернету на всей планете.
Неограниченные возможности дронов также заметили технические предприниматели, художники и новаторы. Как и Пиркер, голливудские кинопроизводители заявляют, что коптеры — это недорогой способ ведения съемок с воздуха без шума и лишних вибраций вертолетов. Некоммерческие организации экспериментируют с использованием коптеров для доставки провизии или медикаментов в отдаленные населенные пункты. Экологи уже используют дроны для наблюдения за животными в дикой природе, не нарушая их естественной среды обитания. Частные компании разрабатывают дроны для оказания помощи в случае стихийных бедствий и поисково-спасательных операций.
«Робототехника — в том числе и дроны — станет одной из самых важных и влиятельных технологий 21-го века», — сказал сотрудникам журнала «Живая наука» Джон Вилласенор, профессор электротехники в Калифорнийском университете и старший научный сотрудник института Брукингса, некоммерческого научно-исследовательского центра в Вашингтоне, округ Колумбия. «Неудивительно, что они стали причиной такой заинтересованности и множества дискуссии, не только в сфере бизнеса, но и в других сферах».
По данным исследования рынка, опубликованным в прошлом году корпорацией Teal Group, исследовательской компанией в сфере аэрокосмического пространства и обороны, с главным офисом в Фэрфакс, Вирджиния, несмотря на то, что данная отрасль еще активно развивается, ожидается, что расходы на дронов во всем мире к 2023 году возрастут более чем в два раза, на общую сумму чуть более 89 млрд $. К тому же, по предварительным данным, ФАУ заявляет, что более 7500 небольших коммерческих дронов будут бороздить воздушное пространство в США в течение следующих пяти лет.
«В ближайшем будущем, мы станем свидетелями неимоверного подъема в сфере беспилотного предпринимательства», сказал Тимоти Рейтер, президент ассоциации пользователей дронов в округе Колумбия, общественной организации, которая занимается обучением людей, как правильно собрать и управлять личным дроном. «Аэрофотосъемка и видеосъемка станут подобны наркотической зависимости, но ее распространение будет намного больше, и мы сможем наблюдать за людьми, которые будут делать невероятные вещи с данной технологией».
Что приготовило для нас будущее
Эксперты считают, что в ближайшем будущем необходимо будет приложить немалые усилия, не только для усовершенствования технологии, но, и чтобы свыкнуться с мыслью, что придется часто видеть что-то летющее над головой. И именно Пиркер принимает активное участие в этих обсуждениях.
Аэротуры нижнего Манхэттена и университета Вирджинии, сделали Пиркерса первопроходцем, который принимает активное участие в юридическом сражении против правительства США.
В 2011 году Пиркер стал первым и единственным оператором дрона, которого оштрафовало ФАУ за управление дроном без лицензии. Управление оштрафовало Пиркера на 10000 $ за выполнение фигур высшего пилотажа над университетом Вирджинии, утверждая, что фотограф небрежно управлял дроном в непосредственной близости от зданий и людей. Первый в своем роде штраф был обжалован, и рассмотрен федеральным судьей Патриком Джерати перед Национальным комитетом по вопросам безопасности транспорта. В прошлом месяце, Джерати постановил, что, несмотря на протесты ФАУ, на данный момент не существует действующего закона, запрещающего использование беспилотных летательных аппаратов в коммерческих целях, тем самым освободив Пиркера от обязательства выплаты штрафа.
Данное решение суда стало своеобразной победой для развивающейся индустрии беспилотников, но это было лишь началом сложного судебного поединка.
Возможно, Пиркер нашел свое призвание, возглавив движение по защите прав использования дронов — что, по некоторым прогнозам, может коренным образом изменить развитие сферы личной робототехники. Он стал едва ли не единственным новатором, который увидел огромный коммерческий потенциал дронов. Тем не менее, эксперты утверждают, что США могут существенно отстать в развитии данной сферы, из-за того, что в настоящее время эта технология барахтается в нормативно-правовой неопределенности с инновациями и потенциальной экономической выгодой от дронов.
«Печальным является тот факт, что нормативно-правовая база США сдерживает развитие данной сферы»,— заявил Рейтер корреспонденту журнала «Живая наука». «В то время как остальной мир стремительно продвигается вперед, мы теряем позиции в международной конкурентоспособности».
Юридические препятствия
ФАУ, которое не раз отказывалось давать какие-либо комментарии сотрудникам журнала «Живая наука», запретило коммерческое использование дронов до тех пор, пока не будут разработаны правила их безопасного использования. Они должны гарантировать, что управлять беспилотными летательными аппаратами можно в городах, вблизи зданий и людей, и в воздушном пространстве пилотируемых самолетов без ущерба для окружающих. В конце прошлого года, управление представило стратегический план действий с подробным описанием принципов надзора над использованием беспилотных летательных аппаратов. Тем не менее, правила для использования небольших беспилотных летательных аппаратов, весом менее 55 фунтов (около 25 кг), ожидаются не ранее 2016 года, и могут пройти годы прежде чем завершится работа над разработкой правил использования больших беспилотных летательных аппаратов.
«В некотором смысле, дроны развиваются настолько быстро, что законы не могут угнаться за технологиями», — заявил Даниэль Баррас, разработчик технологий будущего, основатель и генеральный директор Центра исследований имени Барраса, научно-исследовательской и консалтинговой фирмы, которая находится в Висконсине. «До тех пор, пока у нас нет четкого руководства, мы как будто живем во времена Дикого Запада».
Тем временем, такие страны, как Австралия, Канада и Великобритания, уже приняли ряд благоприятных законов для развития беспилотных летательных аппаратов и коммерческого применения технологий, сказал Брендан Шульман, адвокат Пиркера и специальный советник в Нью-Йоркской компании Крамер Левин Тэфталис и Френкель.
Например, в Японии, последние 20 лет, некоторые фермеры уже используют радиоуправляемых дронов, разработанных компанией Yamaha Motor Co., для распыления удобрений и пестицидов с воздуха над посевами.
Шульман сказал, что в настоящее время, в других странах существуют органы управления, которые так же, как и ФАУ, ограничивают использование дронов.
«Мы занимаем не самое уникальное положение в мире, и это, конечно же, совсем не прогресс», — добавил он. «В отношении поддержки, поощрения и разрешения на коммерческое использования беспилотных аппаратов, некоторые страны намного опередили нас».
Именно по этой причине, многие лица, заинтересованные в развитии данной индустрии, внимательно следят за развитием дела Пиркера, сказал Райан Кало, доцент кафедры права в Вашингтонском университете в Сиэтле. Так как дело Пиркера является первым рассмотренным прецедентом, касающимся правомерности на коммерческий запрет выданный ФАУ, последствия использования дронов в будущем могут быть различными.
Несмотря на то, что в прошлом месяце судья вынес решение в пользу Пиркера, ФАУ обжаловало данное решение суда, и последующий судебный процесс может изменить текущую нормативно-правовую базу, а с ней и представления о том, как управление сможет разработать правила 2016 года.
«Дело Пиркера является действительно ярким показательным процессом», — сказал Кало корреспондентам журнала «Живая наука». «В конечном счете, я не думаю, что действия ФАУ приведут к краху данной промышленности, но это может привести к задержке развития отрасли и дать конкурентное преимущество другим странам. Вполне возможно, что управление уже замедлило развитие данной отрасли».
Постановления против инновации
«Тем не менее, правила являются неотъемлемой частью интеграции любых типов новых технологий в общественную жизнь», — сказал Баррас. «Всякий раз как появляются новые технологии, которые могут каким-то образом навредить людям или стать угрозой, необходимо разрабатывать нормы и правила», —объяснил он.
В рамках процесса регулирования, ФАУ также должны предусмотреть лимиты безопасного использования коммерческих дронов. «Если идея Amazon будет одобрена, что может помешать другим компаниям последовать их примеру и организовать аналогичные службы доставки? И если это так, то мы сможем наблюдать стаи дронов постоянно летающих над нашими головами», — сказал Баррас,
«Вполне приемлемо, если такое происходит в сельской местности. Но если все эти дроны будут летать над Манхеттеном — то это может стать проблемой, не говоря уже об опасности»,— сказал Баррас.
Возможная вездесущность использования дронов стала причиной ярых дебатов о неприкосновенности частной жизни. Правозащитные организации беспокоятся, что использование дронов, например, правоохранительными органами, могут стать проблемой злоупотребления властью.
Как заявил Элли Бом (специалист по вопросам стратегии защиты и политики в некоммерческом Союзе гражданских прав и свобод в Америке, беспартийной организации, занимающейся защитой прав и свобод американцев, основанных на законах и Конституции страны): «Мы уверены в необходимости системы правил, для того чтобы мы могли наслаждаться преимуществами технологий дронов. В том числе, и преимуществами использования беспилотных летательных аппаратов в личных целях, без нарушения личного пространства и пополнения рядов любителей слежки».
Как сказал Бом, даже любительские дроны могут быть использованы для гнусных целей, таких как несанкционированное вмешательство в жизнь людей, шпионаж через окна или несанкционированный доступ к личной собственности.
Тем не менее, говорит Шульман, многие из этих вопросов входят в компетенцию существующих законов против «любопытных Варвар» и нарушений гражданской конфиденциальности. Он утверждает, что многие вопросы, касающиеся соблюдения конфиденциальности, которые уже возникли, стали естественной реакцией на появление новой технологии, и отклонились от сути самой проблемы.
«До сих пор, первой реакцией было желание ограничить, создать свод правил для развития технологии, изначально ориентированных на возможное оскорбительное поведение», — сказал Шульман. «Я думаю, что это неправильный подход к решению проблемы. Безусловно, нам необходимо обсуждать неприкосновенность частной жизни, но мы также не должны забывать, что действительно важно».
Поиск баланса
Для эффективной работы над нормативно-правовой основой, ФАУ отобрало шесть испытательных участков по всей стране для проведения исследований и изучения требований, которые необходимы для получения лицензии на управление и лучшей интеграции беспилотных летательных аппаратов в национальном воздушном пространстве. 21 апреля, управление объявило свой первый испытательный полигон, который находится в Северной Дакоте и, в настоящее время, является действующим.
Эксперты заявляют — сейчас ФАУ работает над созданием свода правил, которые будут определять будущее коммерческого использования дронов, и самой сложной частью является поиск баланса между предотвращением небрежного использования, и, одновременно, предоставлением достаточной свободы для инноваций, которые являются неотъемлемой частью быстро развивающейся области.
Шульман выразил обеспокоенность тем фактом, что правила ФАУ привносят слишком много ограничений, которые могут создать ряд препятствий для развития новой технологии. Он сравнивает процесс, который в настоящее время разворачивается между ФАУ и индустрией коммерческих дронов, с тем, который имел место в середине 1990-х годов, во время коммерциализации Интернета, изначально создававшегося для использования правительством и вооруженными силами.
«Если бы в то время, федеральное управление заявило американской общественности, что они не могут извлекать коммерческую выгоду из использования Интернета до тех пор, пока не будут официально приняты все правила относительно его использования, то в результате такие компании как eBay, Yahoo, Google и многие другие, просто не появились бы», — сказал Шульман. «Если бы правительство встало на пути коммерческого использования Интернета, это привело бы к ряду разрушительных последствий для экономики Америки».
Автор Дениз Чоу, штатный корреспондент
Использование данного материала разрешено только при наличии активной ссылки на источник: www.SkyCap.ua