Мысли о создании летательных средств, специализирующихся на полетах вдоль водной поверхности появились задолго до начала Первой мировой войны.
Некий В. Кресс из Австрии в 1901 году попробовал подлететь с воды на пилотируемом гидроаэроплане, но потерпел неудачу. И вот уже через 4 года во Франции произошел первый успешный запуск планера с коробчатым крылом. Изготовили его Г.Вуазьен и Э.Аршдекон.
Но и Россия не уступала в достижениях Запада — тут над полетно-плавательными делами трудились И.Сикорский и Д.Григорович.
1909 год ознаменовался введением основных технических решений в строительстве авианосцев. Сделали столь важный шаг в истории капитан корпуса инженеров флота Л.Марциевич, а также полковник Л.Канакотин.
Но наиболее успешные модели гидросамолетов были изготовлены французом Ф.Донне и американцем Г.Кертиссом. Довольно печальным, но прогрессивным в развитии этой сферы поводом стало начало мировой войны.
Так и начали применять самолеты подобного плана по прямому их назначению.
Были и самоелты предназначенные сугубо для целей разведки. Делились они на 2 вида: поплавковый (обычный аэроплан, поставленный на поплавки) и «летающая лодка».
Поплавковый тип использовался в основном Германией и Австро-Венгрией. Это были бипланы, у которых вместо колесного шасси были встроены поплавки. такие части как двигатель и тянущий пропеллер располагались в носовой части фюзеляжа. Но у таких моделей был существенный недостаток — они даже при малом волнении моря теряли баланс равновесия на водной поверхности, особенно сильно это ощущалось во время посадки и взлета.
А вот «летательные лодки» больше пришлись по вкусу странам Антанты. Такое забавное название они получили из-за своего строения — фюзеляж их был сделан в форме лодки, к которой присоединены крылья, оснащенные опорными поплавками. В свою очередь, между крыльями над корпусной частью был установлен толкающий пропеллер. Вот такие аппараты по сравнению с предыдущим видом выделялись своей устойчивостью.
Самолет преодолевал волны высотой 0,5 м, а также выделялся хорошими свойствами пилотажа.
Росия больше предпочитала «лодки» Д.Григоровича. Гидросамолеты М-5 и М-9 (двухместные и трехместные) обладали замечательными летными и мореходными качествами. Именно на такой модели (М-9) и была выполнена «петля Нестерова» пилотом Яном Нагурским. Из недостатков можно выделить лишь их тихоходность (максимальная скорость – 110 км\ч).