На момент изобретения воздушного шара всем казалось, что мечта человечества о полетах осуществилась, но эйфория длилась недолго — люди начали искать другие возможности и способы воздухоплаванья.
Произошло это не по причине человеческой неблагодарности, а потому что конструкция воздушного шара целиком подвластна воли ветра, что, естественно, не устраивало воздушных покорителей, ибо они хотели иметь полную власть над стихией. Потому-то изобретатели и начали задумываться о создании управляемых аэростатов.
Такой управляемый аппарат получил название «дирижабль» (от французского глагола «руководить») или «цеппелины» (по имени Фердинанда Цеппелина). Также их называли «воздушный корабль» или «воздушное судно».
Идея создания дирижабля пришла в головы великим умам когда их озарила осознанность сходства аэростатов с морскими судами. Тогда они решили снабдить шар веслами, но это оказалось решением мягко сказать так себе, потому что оттолкнуться от воздуха было невозможно.
Далее, изобретатели сделали ставку на пропеллер, который должен был крепиться к аппарату, и приводиться в действие мускульной силой управляющего. Такой принцип одним из первых был предложен лейтенантом вооруженных сил Франции, Жан-Батистом Мари Мелье, в 1784 году. Проектом предполагалось оснащение аппарата 3-х лопастными винтами, которые должны были приводиться в действие командой в количестве 80 человек. Но, увы, на то время сие действо казалось нереальным, потому задуманное не осуществилось.
Анри Жиффар, французский механик-самоучка, стал первым человеком, предпринявшим попытку оснастить дирижабль двигателем механического действия. Он смог сконструировать аппарат с принципом работы на пару, вес его составлял 45 кг, а мощность — 3 л.с. По форме дирижабль напоминал остроконечную сигару. Такие характеристики на то время были рекордными и весьма неординарными.
На самом деле, Анри был великим человеком в плане введения инноваций, но, увы, ему не везло. Допустим, 24 сентября 1852 года его корабль беспрепятственно поднялся в небо, но на высоте не смог даже сдвинуться с места по причине появления встречного ветра.
Во второй раз его аппарат неожиданно начал испускать газ в кабину уже находясь на высоте, что способствовало быстрому эвакуированию пассажиров и спусканию дирижабля на землю. Но уже на твердой поверхности, изобретение выскочило из подконтрольной сетки и исчезло в воздухе, взмывая все выше за облака. Ко всем несчастьям Жиффара прибавилась еще и слепота. В итоге нервы гения не выдержали и в 1882 году его нашли в своей квартире, скорее всего завершив свой жизненный и творческий путь самоубийством.
9 августа 1884 года состоялся круговой полет, демонстрировавший полное управление «воздушным гигантом». Осуществили сей прорыв соотечественники Жиффара Шарль Ренан и Антуан Кребс. Их аппарат назывался «La France», обладал электродвигателем мощностью 1,5 л.с. и обрамлялся жестким корпусом. Его достижением стало преодоление расстояния в 8 км со скоростью 23,5 км./ч. Также, что немаловажно, дирижабль смог приземлиться в назначенном заранее месте — на старте.
К моменту создания бензинового мотора ему сразу нашли применение в аэронавтике. Так Карл Вельферт из Германии в 1888 году поместил его на аэростат, который изготовил сам.
Однако ставить мотор, из выхлопной трубы которого летели искры на оболочку, наполненную водородом, было самоубийством. Так и случилось — Вельферт со своим механиком Кнабе в 1897 году погибли от взрыва газа.
Конец 90-х годов XIX века ознаменовался техническими новшествами. На озере Констан немецким графом Фердинандом фон Цеппелином был построен огромный ангар, где производилось строительство огромных дирижаблей. И вот уже 2 июля 1900 года был представлен первый из них — LZ-1.
Он был оснащен даймлеровским двигателем с мощностью 16 л.с. В длину мотор составлял 128 метров. LZ-1 мог находиться в воздухе около 20 минут с командой на борту в количестве 5 человек. Но аппарат требовал доработки по причине сложного управления, которое с трудом поддавалось контролю.
Только третья попытка Цеппелина, модель LZ-3, увенчалась успехом. Ее в 1909 году приобрели военные в целях использования для сражений. В этой сфере с начала XX века, который ознаменовался эпохой мировых войн, дирижабли сыграли немаловажную роль.
Итак, XVIII-е и XIX-е столетия можно охарактеризовать как эру воздухоплавания. Появившись во Франции, воздушные шары и дирижабли становятся популярными в большинстве развитых европейских стран. Не смотря на многие неудачи и трагедии, аэронавтика стремительно прогрессировала. Первые тепловые шары-монгольфьеры, сменились более летучими шальерами, а в XIX веке им на смену приходят дирижабли, управляя которыми человек действительно мог ощущать себя покорителем Пятого океана.