История

Как изобрели парашют

By 03.02.2016 No Comments

Покорение воздушного пространства посредством разного рода летательных аппаратов всегда было делом не из легких. Одним из таких аппаратов является парашют — весьма экстремальный, но достаточно стабильный способ перемещения в воздушном пространстве.

Многие народы мира хранят легенды, связанные именно с этим видом полетного приспособления. Допустим, в древних китайских летописях есть упоминания о находчивости императора, который при пожаре во дворце на скорую руку соорудил себе спасительное средство, состоящее из 2-х больших плетеных камышовых шляп и веревки. Да, кстати, он остался жив после приземления. Таким образом он уберег себя от верной смерти.

par1

Сам принцип строения парашюта впервые был сформулирован гуманистом 13 века, Роджером Беконом. В своих трудах «О секретных произведениях искусства и природы» он вынес предположение о возможности построения летательной машины с принципом осуществления и управления полетом за счет вогнутой поверхности.

Эту идею подхватил и развил Леонардо да Винчи. В его рукописях был обнаружен набросок парашюта пирамидальной формы с подписью: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности».

par2

В книге итальянца Фауста Верачио «Новые машины» (1595 год) был изображено такое устройство: квадратный холст, прикрепленный к раме. К углам рамы привязывались веревки, а уже они, в свою очередь, крепились к подвесной системе, которую одевал на себя человек.

Начиная с 20-х годов 17 века люди начали переходить от теории к практике. Человеком, который впервые на себе испытал полет на «парашюте» стал француз Лавен. Попытка эта была скорее вынужденной, нежели научно-экспериментальной. Дело в том, что Лавен был заключенным, и единственно удачной попыткой побега он посчитал спуск на самодельном аппарате: сшитые вместе простыни с прикрепленным к ним китовым усом, который не давал куполу свернуться. Полет был удачным, но, увы, беглец был замечен охраной.

Профессор из Парижа, Дефонтаж в 1777 году создал «летающий плащ», который позиционировался как аппарат, который беспроблемно может доставить человека с воздуха на землю. Но, как ни странно, сам испытывать он свое детище не захотел — эту важную и опасную задачу он предоставил заключенному с приговором о смертной казни. Этот бедняга, не имея, в любом случае, никаких шансов на долгую жизнь, сделал этот шаг и остался жив — узник Бастилии Жак Думье спрыгнул с крыши оружейного склада, чем удостоился изменению приговора со смертного на пожизненное заключение.

par3

Последующая судьба парашюта связана с развитием воздухоплавания. Французский физик Себастиан Ленорман в 1783 году первый в своем роде изготовил (исходя из основных принципов современного строения парашюта), испытал и назвал свой летательный аппарат парашютом.

par4

Даже животные принимали участие в таких экспериментах — в 1791 году Жан-Пьер Бланшар сначала сбросил над Варной собаку с парашютом, и только потом решился на полет сам.

И вот в 1797 году в Париже Анре Жак Гарнерен стал первым человеком, который смог осуществить удачный прыжок с воздушного шара, который находился на высоте 680 м. Его парашют был наиболее похожим на тот, что начали производить современники — с полюсным отверстием, круглый, без каркаса, мягкий — в общем, зонтичный парашют.

par5

Также были в те, уже достаточно наполненные знаниями о воздухоплавании времена, и неудачные эксперименты. Допустим, уроженец Франции, Франц Рейхельт, создал костюм, что по своей функциональности схож с парашютом (специальный костюм для летчика с общей площадью торможения около десяти квадратных метров), но, увы, при испытании своего детища, он погиб, спрыгнув с одной из площадок Эйфелевой башни.

par6

та трагедия положила начало полосе неудач — вскоре погиб конструктор Биттенер в Берлине, а в Англии — Джим Коккинг.

Знаменательным событием в истории парашютизма стал прыжок американского капитана Эрвина Болдуина с аэростата (1880 год). Знаменательность его состояла в том, что парашют впервые раскрывался автоматически. К верхнему узлу строп была привязана стропа-шнур, второй конец которой закреплялся на корзине или оболочке воздушного шара. Принцип работы был таков: парашютист отделялся от аэростата, под его тяжестью стропа-шнур обрывалась, после чего матерчатый купол (без каркаса) от скорости падения вытягивался во всю длину, а потом раскрывался от наполненности воздухом. Такой принцип работы парашюта стандартен и спользуем по сей день.

За 19 век строение и механизм этого воздухоплавательного средства преображался, но разительных изменений в технологии не вносилось.

В связи с суженем области применения воздушных шаров, интерес к парашютам стал стремительно падать. Однако, спустя некоторое время, развитие авиастроения открыло второе дыхание парашютизму и парашютостроению. Ведь с прогрессом авиации возросли риски аварийности. Так то необходимость в надежном средстве на случай аварии вернули парашюты из забвения.