История мировой авиации непосредственно связана с Украиной. Главным образом это так по причине наличия в стране творца Александра Можайского, а также создания им первого в мире самолета.
В 1887 году инженер из Киева Федор Гешвенд создал проект первого в мире реактивного самолета. Украина славилась светлыми умами аэроотрасли, так сказать, пионерами авиации: Николай Кибальчич, Александр Засядько, Александр Кудашев, Игорь Сикорский, Константин Калинин, Олег Антонов и многие другие.
Киев был одним из центров авиапрома. Студент Георгий Адлер и профессор КПИ Николай Делоне в 1908-1909 годах впервые удачно смоделировали проекты планеров.
Первый полет самолета Игоря Сикорского, БиС № 2, состоялся 3 июня того же года.
Игорь Сикорский был инициатором создания тяжелой авиации и главным конструктором одного из первых в мире вертолетов. Также им был сооружен Илья Муромец — первый в мире самолет-гигант. Увы, со временем родина лишилась своего героя — после Октябрьской революции Сикорский эмигрировал в США, где также наладил авиационную отрасль.
Военный летчик Петр Нестеров 9 сентября 1913 (27 августа по старому стилю) почетно открыл новую эру высшего пилотажа авиации. На высоте 600 метров над Сырецким аэродромом в Киеве он совершил «мертвую петлю». Что интересно, в этом безумном деле его не поддерживали ни опытные конструкторы, ни близкие люди.
Нестеров за время своей карьеры сделал 28 вылетов. Свой последний он совершил 8 сентября 1914 — на Львовщине у города Жовква летчик протаранил вражеский самолет, производящий воздушную разведку.
Артур Анатра — известный промышленник, сконструировавший в Одессе один из первых авиазаводов. Начиная с 1915 года там началось производство самолетов таких как: Анатра-Анаде, Анатра-Анасаль, Анатра-Декан, Анатра-Анамон, Анатра-де, Анатра-Анадис, Анатра-Анадва, Вуазен Иванова. Уже на 1917 год на счету завод радовал выпуском моделей в количестве 100 штук в месяц.
В 1919 году ученым-изобретателем Юрием Кондратюком был издан труд «Завоевание межпланетных пространств». Он, между прочим, в значительной степени повлиял на развитие космонавтики XX века, а также имел практическое применение в сфере авиации.
Апрель 1923 года ознаменовался открытием в Харькове АО «Укрповитряшлях». На его базе в 1926 году построили Харьковский авиационный завод. Константин Калинин, в свою очередь, возглавил конструкторское бюро предприятия. Деятельность его запомнилась внедрением в производство одномоторных пассажирских монопланов К-2, К-3, К-4 и К-5.