С 1 июня 2018 года в силу вступил Временный порядок использования воздушного пространства Украины, разработанный Госавиаслужбой Украины.
Если ранее использование дистанционно пилотируемых воздушных судов (ДПВС) весом до 20 кг практически не регламентировалось, то теперь для устройств весом более 2 кг необходимо в обязательном порядке получать разрешение на их использование в Госавиаслужбе.
Также серьезные ограничения были наложены на использование беспилотников весом до 2 кг. Так, полёты теперь можно осуществлять исключительно в светлое время суток и за пределами установленных запретов и ограничений использования воздушного пространства, т. е. над городом теперь летать практически негде.
Запрещены полёты в радиусе 50 м транспортных средств, кораблей, лодок и прочих объектов частной собственности.
Следующие типы объектов также исключают полёты над нами:
- центральные улицы населённых пунктов;
- линии электропередач;
- дороги государственного значения и железные дороги (их можно только пересекать);
- промзоны;
- морские порты;
- места аварий и катастроф;
- колонии, СИЗО и объекты, охраняемые силовыми структурами.
Зоны проведения полицейских, антитеррористических и специальных операций также оказываются под запретом.
Недопустимо использование дронов ближе, чем на расстоянии 5 км у границ взлетно-посадочных полос.
В остальных случаях полёты дронов тоже регламентированы:
- максимальная высота — 50 м,
- максимальная скорость — 160 км/час.
- дальность — до 500 м от пилота, в зоне прямой видимости;
- минимальное расстояние до другого человека — 30 м, до группы из 12 людей — 50 м, более 12 человек — от 150 м (вне городской застройки).
Кто и как будет контролировать выполнение этих предписаний — пока что не до конца понятно, но наказание за нарушение описанных выше пунктов предусмотрено статьёй 111 Кодекса Украины об административных правонарушениях определяет и предполагает штраф от 1020 до 8500 гривен.
Данное решение уже вызвало широкое обсуждение среди украинцев. Особенно обеспокоены журналисты, которые увидели в происходящем правовое ограничение для возможности ведения журналистской деятельности.
Аргументов «за» попросту не обнаруживается. Все граждане, высказывающиеся на данную тему, отмечают её неэффективность, противоречие Конституции и очевидную направленность на ограничение свобод гражданского общества.
На данную тему красноречиво высказался глава Всеукраинской Федерации владельцев беспилотников Тарас Трояк:
Интересная информация, тезисно:
- сами правила в их варианте, близком к нынешнему, были разработаны ещё при Викторе Януковиче;
- правила были приняты с нарушением процедуры;
- практически год представители федерации, совместно с Госавиаслужбой, разрабатывали совсем другие правила, ориентирующиеся на здравый смысл и удачные примеры мировой практики, однако в последний момент были приняты совершенно другие правила;
- согласно правилам, полицейский имеет право потребовать от владельца дрона прекратить полёт и забрать устройство на экспертизу, но это противоречит Закону о полиции;
- по ряду положений новые правила перечат Конституции Украины;
- данный правовой акт до сих пор не утверждён Минюстом, так что юридической силы не имеет.
Тарас высказывает интересное мнение, что этот документ — своеобразный тест, выявляющий общественную реакцию на подобные запреты. В случае утверждения Минюстом данных правил, возглавляемая Тарасом организация будет подавать иск в Конституционный суд с целью отмены этого документа в целом.
Действие документа затрагивает более 50000 украинцев, владеющих и пользующихся дронами как в профессиональной деятельности, так и для личных нужд.
Следующее заседание рабочей группы Верховной Рады по вопросу интеграции беспилотных воздушных судов в существующую систему использования воздушного пространства пройдёт 19 июня. В рамках этого заседания будет решаться дальнейшая судьба Временного порядка использования воздушного пространства Украины в его нынешнем варианте.
Будем следить за развитием ситуации.